Биография | Официальная информация | Музыка | Ноты | Архив композитора | Истории песен | Контакты ________________________________________________________________________________________________________ Официальный сайт композитора Борис Андреевич Мокроусов |
Рассказывает Маргарита Рыбина
|
Встреча с Маргаритой Николаевной Рыбиной – это настоящий подарок судьбы. В далеком 1949 году она дала путевку в жизнь знаменитой «Сормовской лирической». Эту песню и сегодня любят и поют не только в Сормове, но и по всей стране. Пожалуй, ничего не бывает случайно: не зря именно ей 25-летней сормовичке Рите Рыбиной было предназначено стать первой исполнительницей знаменитой песни.
Маргарита Николаевна вспоминает: Мои родители – сормовичи, работали на заводе «Красное Сормово». Отец хорошо играл на баяне, на гармошке, мама пела в хорах Александро-Невской церкви и Спассо-Преображенского собора. Пела и дома, особенно за шитьем, и церковные песни, и народные. А я ей, конечно, подвывала. В 9 лет я пришла в СДК записываться в детский хор. Руководитель хора Мария Владимировна Черноверхская спросила, какую песню я знаю. Ну я и запела «Зачем тебя я, милый мой, узнала». Мария Владимировна улыбнулась и сказала: «Хорошо, у тебя первый голос». Я этим дома похвасталась, а мама меня осадила: Ну и что? В хоре без второго петь нельзя»… После войны я пела уже во взрослом хоре Дворца культуры. Им тогда руководил Виктор Арнольдович Махлин. Но вокалом по-прежнему занималась у Марии Владимировны. И ругала она меня, и баловала. 1947 год был очень голодный, карточки отменили только в декабре, а она принесет мне на занятия два кусочка ржаного хлеба с постным маслом: «Вот, Риточка, тебе бутербродики…» В 1949 началась подготовка к столетию завода. Для торжественного вечера готовилась большая литературно-музыкальная композиция под названием «Дорогой побед». В ней были задействованы все коллективы и кружки СДК. Постановщиком был народный артист РСФСР режиссер театра драмы им. Горького Николай Александрович Покровский. Виктор Махлин, руководитель нашего хора и композитор Борис Мокроусов были большими друзьями, как мне помнится они вместе учились в консерватории. Как-то Махлин принес нам на репетицию ноты «Сормовской лирической», написанные рукой Мокроусова. Песня всем очень понравилась. В то время в хор ходил Гена Баков, бывший фронтовик, сталевар с «Красного Сормова». У него был прекрасный баритон. Мы с ним оба в эту песню «вцепились». Покровский принял решение: пойте вместе.
Первые исполнители «Сормовской лирической» Маргарита Рыбина и Геннадий Баков. За роялем Э.И.Роот. 1949 год.
Начались репетиции. Занимались много, на репетиции ходили очень аккуратно. Тех, кто работал на заводе, даже освобождали от работы и отмечали им рабочий день. А я работала в трамвайно-троллейбусном управлении. Сколько раз я плакала, сколько раз к директору ТТУ ходила отпрашиваться на репетиции! А он говорил: «Хочешь петь, тогда уходи, пусть тебя берут на работу на Красное Сормово, раз ты такая знаменитая, там и пой». Приходилось даже брать административный, но репетиций я не пропускала. Мы разучивали песню по авторскому клавиру. Нам строго-настрого запретили петь ее где бы то ни было, запретили разглашать, что готовится. До нас никто в стране эту песню не исполнял. Звучала она в самом финале композиции. Ни Мокроусова, ни Долматовского я никогда не видела, знакома с ними не была. И к истории, которую Долматовский рассказал в своей книге «Было», я никакого отношения не имею. Может приходили к нему девочки из ремесленного училища, но это была не я. Впоследствии мы часто исполняли эту песню, бывало, поодиночке, но чаще всего дуэтом с Геннадием Баковым. К сожалению сегодня Геннадия Ивановича уже нет в живых. Песня быстро стала популярной, в начале 50-х она уже звучала на радио. А в нашем репертуаре продержалась года до 53-го. Пели до тех пор, пока все пьяные не запели ее на улицах… Всю жизнь я прошла вместе с песней. Со сцены ушла в 67-м, а мой последний концерт состоялся в октябре 1995 года, в ДК им Орджоникидзе. Это был концерт в память нашей любимой учительницы Марии Владимировны Черноверхской.
Из книги Евгения Долматовского «Было». В 1949 году отмечалось столетие Сормовского завода. Заводские композиторы пригластили поэтов и композиторов в гости – пожить среди сормовичей и написать марш. Первым откликнулся бывший горьковчанин Борис Мокроусов. Я оказался его напарником. В Сормове мы поселились в заводской гостинице. Часто бывали в цехах, в общежитиях, ходили смотреть закат на стрелку. Мы колдовали у пианино, специально доставленного в гостиницу из клуба, ничего у нас не получалось. Однажды в дверь постучали две девушки в черно-синей форме ремесленного училища. Они поют дуэтом. Есть надежда, что их выступление включат в торжественный концерт на заводском юбилее. Необходимо спеть песню о Сормове. Выступить нужно с новой песней, так что пожалуйста, срочно напишите. Застеннчивость этих девочек странно сочеталась с требовательностью. Я говорил, что от нас ждут марш, что так песни не пишутся, но это их мало интересовало. И мне показалось необходимым сочинить что-то вот об этих девушках, об их парнях, о поселках, мерцающих огнями на берегах Оки и Волги. Когда стихи были написаны, оказалось, что они ритмически почти полностью совпадают с музыкой песни Бориса Мокроусова, написанной к спектаклю «Макар Дубрава» А.Корнейчука. Мы стали для удобства осваивания текста петь песню на этот готовый мотив. Спели песню раз, другой и третий, а потом привыкли, и нам показалось, что именно эти слова с этой музыкой составляют единое целое. Еще раз примерили… Все на своих местах. «Сормовская лирическая» распространилась молниеносно.
По материалам газеты "Красный Сормович" 29 апреля 1999 г.
20 мая 2009 года в стенах нижегородской детской музыкальной школы № 11 имени Б.А.Мокроусова мне посчастливилось познакомиться и поговорить с Маргаритой Николаевной Рыбиной. Это произошло в год 60-летия песни, первой исполнительницей которой она стала. Самой Маргарите Николаевне незадолго до нашей встречи исполнилось 85 лет.
Маргарита Николаевна Рыбина и Николай Кружков. Нижний Новогород. Май 2009 г.
|