Биография | Официальная информация | Музыка | Ноты | Архив композитора | Истории песен | Контакты ________________________________________________________________________________________________________ Официальный сайт композитора Борис Андреевич Мокроусов |
Опять играют два баяна… Этот очерк опубликовал музыковед Юрий Евгеньевич Бирюков, много изучавший творчество Бориса Андреевича Мокроусова.
|
Несколько лет тому назад в архиве одного из руководителей прославленного Хора имени Пятницкого, Петра Михайловича Кузьмина(1892-1964) я обнаружил неизвестные и нигде ранее не публиковавшиеся письма поэта Михаила Васильевича Исаковского(1900-1973). Относятся они ко времени, когда хор переживал далеко не лучшие времена, испытывая репертуарный голод. В поисках выхода Петр Михайлович решил обратиться, в частности, и к Исаковскому – многолетнему и верному другу хора имени Пятницкого. Дело в том, что незадолго до этого в хоре побывал композитор Анатолий Григорьевич Новиков и познакомил его участников с мелодическими набросками будущей песни, которой пока недоставало слов. Музыку одобрили, а стихи к ней решили просить написать Исаковского. И вот как откликнулся на обращение своих старых друзей Михаил Васильевич:
П.М. Казьмину Москва, площадь Маяковского, 20, Зал им. Чайковского, Хор им. Пятницкого Дорогой Петр Михайлович! Вы знаете, что я не умею писать слова на уже готовую музыку, и никогда не писал ее (за исключением двух-трех случаев). Сейчас положение осложняется еще и тем, что музыку Новикова я знаю лишь по вашему письму. Вы пишете, что она лирическая, теплая, сердечная. И даете размер стихов, которые могут лечь на эту музыку. И все же тут легко ошибиться. По размеру стихи могут годиться, а по тону не подойдут и т. п. Посылаю первоначальную строфу песни, которая (песня) вся еще не написана. «Примерьте» это четверостишие. Если оно подойдет, песню придется дописать, коль что выйдет. Может быть, сумею это сделать в санатории… Всего Вам лучшего. М. Исаковский 21 сент(ября) 1960 г.
Опять, опять играют два баяна Весенней ночью в парке на кругу. И о разлуке нашей окаянной Опять, опять забыть я не могу.
Хористов заинтересовала, «зацепила» чем-то эта самая строфа – зачин «проектируемой лирической песни», которую предстояло еще сочинить, и Казьмин периодически напоминал об этом поэту. Однако работа над ее текстом неожиданно застопорилась, о чем свидетельствует ниже письмо М. В. Исаковского:
Дорогой Петр Михайлович! У меня нет ни вашего домашнего адреса, ни телефона. Поэтому пишу Вам по адресу Зала им. Чайковского. Вот что хочется мне Вам сказать. Песня идет вперед со скрипом. Верне, она даже сейчас не идет, а остановилась на восьмой строчке. Но будем надеяться, что в конце концов она благополучно будет доведена до конца. Речь сейчас не о том, а вот о чем: мы условились, что вы дадите писать музыку, основываясь на том первом четверостишие, которое я Вам когда то послал. Я полагал, что буду продолжать песню в том же стихотворном размере, в каком написано первое четверостишие. На практике же получается несколько иное. На практике строка получается укороченной на одну стопу. Следовательно, если композитор напишет музыку по имеющемуся у Вас четверостишию, то она не подойдет для того текста, который пишу я сейчас. У меня написано так:
Опять играют два баяна В весеннем парке на кругу. И про тебя, мой окаянный, Опять забыть я не могу.
Уж лучше б мне на белом свете Своим путем идти одной, - Зачем же ты меня приметил, Заговорил зачем со мной?
(дальше пока не написано)
То же четверостишие, которое имеется у Вас, звучит так: Опять, опять играют два баяна Весенней ночью в парке на кругу…. И т. д.
Это несколько по-другому. Вот я и хотел Вас предупредить, что музыку заказывать надо не на тот размер, который имеется у Вас, а на мой – новый, который я привел в этом письме. Впрочем, может быть, и новый размер (если этого потребует музыка) можно будет «подогнать» под старый путем повторения некоторых слов, Ну, например, вместо того, чтобы петь – «Своим путем идти одной», можно: «Своим путем идти, идти одной». Однако последнее меня меньше устраивает. Продолжаю писать, но пока еще не знаю, каков будет конец. Это меня и задерживает. Всего Вам лучшего. М. Исаковский 6 апреля 1961 г.
Наконец стихи были написаны, и их автор известил об этом «заказчика»:
Дорогой Петр Михайлович! Посылаю Вам слова песни, которые обещал и которые только сегодня закончил. Не знаю, как это понравится Вам, но больше пока ничего сделать не могу. Ваш М. Исаковский 17 апреля 1961 г.
ОПЯТЬ ИГРАЮТ ДВА БАЯНА
Опять играют два баяна В весеннем парке на кругу. И про тебя, мой окаянный, Опять забыть я не могу.
Уж лучше б мне на белом свете Своим путем идти одной… - Зачем же ты меня приметил, В тот вечер встретился со мной?
Зачем ты мне ночами снился, Зачем любовь мою будил? – А сам – так даже не простился, Когда отсюда уходил…
Забыла б я свои тревоги, Мне все бы стало ни к чему, Но ты ушел не по дороге, - Ты шел по сердцу моему.
Прошла весна, проходит лето, А я тебя все жду и жду… Не знаю – где, но только где-то Тебя я все-таки найду.
На этом переписка поэта с Хором имени Пятницкого и его руководителем оборвалась. И все попытки выяснить, как сложилась дальше судьба стихотворения «Опять играют два баяна», стало ли оно в конце концов песней, долгое время оставались безуспешными. Не было ее ни в архиве хора, ни среди песенных произведений композитора А. Г. Новикова, фамилия которого фигурирует в переписке М. Исаковского и П. Казьмина. Я, признаться, и не надеялся уже отыскать эту песню, как вдруг обнаружил совсем недавно знакомые строчки стихотворения Исаковского в его письме композитору Борису Андреевичу Мокроусову (1909-1968), опять таки нигде ранее не публиковавшемуся. Поэта и композитора связывала давняя дружба, принесшая немало прекрасных песен. Остаточно вспомнить хотя бы такие из них, как «Одинокая гармонь», «Мы с тобою не дружили»… Поэтому и естественно обращение Михаила Васильевича к Мокроусову с предложением познакомиться с новыми его стихами, в числе которых оказались и интересующие меня строки. Вот это письмо:
Дорогой Борис Андреевич! Посылаю Вам стихи венгерского поэта-классика «Вдоль по улице хожу я» (в моем переводе), о которых Вы говорили со мной вчера по телефону. Кроме того не могу удержаться, чтобы не послать Вам еще одно стихотворение того же автора – «Торг». Стихотворение очень маленькое, но какое оно изящное, остроумное, содержательное. Можно ли написать на него музыку – это Вы решите сами. И. наконец, посылаю одну очень коротенькую народную песенку «Не сдержал ты слова» - тоже в моем переводе. Песенка эта, по-моему заслуживает внимания. Она, по-видимому, крестьянского происхождения. Это видно из того. Что девушка-крестьянка, покинутая своим милым полагает, что за это бог накажет, во-первых, барыней-женой (то есть, такою, которая ничего не хочет делать); во-вторых кучей детей, в-третьих, еда-то у него будет покупная, а не своя… В общем, все беды падут на него. Сверх всего этого я решил послать Вам и свои слова, на которые, по-моему можно написать хорошую песню («Опять играют два баяна»). Пусть Вас не пугает выражение «мой окаянный». Ведь это говорится с любовью и горечью. Песня, как мне кажется, должна петься не от имени девушки, а от имени молодой женщины. Это обстоятельство, наверное надо учесть, когда будет писаться музыка. Впрочем, Вы лучше меня знаете сами. Хочу сказать Вам еще следующее. «Опять играют два баяна» я написал больше двух лет назад (1961 г.). Еще когда стихи не были готовы, хор Пятницкого попросил, чтобы я дал их ему. Хору очень понравилось именно то место, где говорится «мой окаянный». Мне обещали, что слова будут даны какому-нибудь композитору и потом хор включит песню в свой репертуар. Из этого ничего не вышло, хотя прошло уже больше двух лет. Давал я эти стихи и А. Новикову. Он набросал даже музыку. Но, по-видимому, у него тоже ничего не получилось, и свою музыку он поэтому «не выпустил в свет». А прошло ведь тоже два года. Поэтому, я считаю, что слова «свободны». И я решил послать их Вам. А то лежат они, что называется, без дела. А между тем мне почему-то кажется, что можно написать хорошую песню, как я об этом сказал выше. Посмотрите, Борис Андреевич, можно ли что-нибудь сделать или же я ошибаюсь. Всего лучшего Вам! М. Исаковский 25 июня 1963 г.
Сестра композитора, Ольга Андреевна Мокроусова, сохранившая этот и другие материалы архива брата, помогла мне отыскать и клавир песни «Опять играют два баяна», только однажды опубликованной, и таким образом поставить наконец точку в этом затянувшемся поиске. Как удалось установить, песня никогда не была исполнена по радио, не записывалась на грампластинки, словом прошла незамеченной. Повторилась история с мокроусовской «Вологдой», написанной в 66-году для спектакля Малого театра «Белые облака» и завоевавшей известность только с легкой руки «Песняров». Хочется верить, что и у песни «Опять играют два баяна» все еще впереди.
Комментарий: Юрий Евгеньевич прав только отчасти. Песня «Опять играют два баяна» исполнялась по радио, чему свидетельствует запись, хранящаяся в архиве Гостелерадиофонда в исполнении группы хора русской песни, соло Л. Лазарева. В фильме «Стряпуха» звучит мелодия, но уже с другими словами поэта Анатолия Софронова:
Запели песни, заиграли Мои подружки по весне. А я одна, одна в печали С тоской своей наедине…
Глаза закрою, вспоминаю, Как шла к тебе, струной звеня. И. вот живу, а все не знаю- За что покинул ты меня.
Да как же так, да как же можно – Меня как прутик изломать. Ведь не цветок я придорожный, Чтобы так грубо растоптать.
Пройдет зима, весна настанет Заголубеет снова даль, А я все жду, когда растает Моя студеная печаль.
|