Биография    |   Официальная информация   |    Музыка    |    Ноты   |   Архив композитора    |   Истории песен     |   Контакты

________________________________________________________________________________________________________

Официальный сайт композитора                                                                                              Борис Андреевич Мокроусов

 

Тема народности в творчестве Б.Мокроусова

 

Свое имя в песенном жанре молодой выпускник Московской консерватории Борис Мокроусов начал утверждать в конце 30-х годов, заявив о себе великолепной песней "Милый мой живет в Казани" на слова В. Соловьева.

 

Милый мой живет в Казани,

А я на Москве-реке...

Не любовь, а наказанье -

Друг от друга вдалеке.

 

Она моментально завоевала широчайшую популярность и в ту пору распевалась всюду наравне с песнями Дунаевского, Блантера, Захарова и других известных композиторов. Не случайно Исаак Дунаевский, крупнейший мастер советской песни, начав в 1936—1937 годах составлять сборник новых произведений советских композиторов, пригласил участвовать в сборнике и Бориса Мокроусова.

 

Надпись на фото:  «Постараюсь в сорок лет, выглядеть как сей портрет…»

7 января 1939 года

 

Песня написана в духе волжских лирических напевов. Она посвящена важному событию для страны — сооружению каналов, соединивших Москву-реку с Волгой, а затем с пятью морями нашей Родины. Не случайно тогда стали говорить: Москва — порт пяти морей. Многие авторы писали на эту тему, но не обходилось без декларативности.

Творчеству Мокроусова это было чуждо. Тему он решает по-своему, перенеся общественную проблему в личный план, давая слушателю почувствовать, как сказывается общее дело на частных судьбах людей. Песня искрится элементами юмора, бытовизма, становясь понятной и близкой простым людям.

 

Нас тоска не доконала,

Доконали мы тоску.

Вдоль по Волге, по каналу

Ходит милый мой в Москву! -

Нам любовь теперь — не горе!

Солнце спрячется едва,

Мы встречаемся у моря -

Возле шлюза номер два. .

 

"В этой песне, — отметила музыковед Н. Михайловская, — проявились черты, которые стали потом характерными для творчества Мокроусова. Прежде всего это — какая-то особая доверительность высказывания, идущего от сердца к сердцу, простота, искренность в выражении чувства, свободно льющаяся мелодия, казалось бы, самый обычный аккомпанемент... Но так ли уж все просто? Откуда же такой совершенно особый "аромат" песни? Стоит повнимательнее вглядеться в нотную запись, вслушаться в ее живое звучание, как обнаруживаешь поистине тончайшую работу композиторской мысли..."

К сожалению, в настоящее время песню "Милый мой живет в Казани" не исполняют ни по радио, ни по телевидению. Но такова уж судьба многих прекрасных советских песен.

Широко известный композитор В. Соловьев-Седой, отмечая своеобразие и искренность песенного творчества Бориса Мокроусова, его неповторимый мелодический дар, проникновенность, глубокую лиричность и убедительность музыкальной образности, выделил еще одну существенную черту — чувство музыкальной драматургии.

Наиболее отчетливо и полно, считает Н. Михайловская, ощущение музыкальной драматургии, принцип свободного образно-музыкального развития выявились в песнях Мокроусова, которые можно назвать песнями-сказами, песнями-балладами.

Наиболее самобытны песни-сказы, во всех своих элементах тесно связанные с народной основой. Это прежде всего "У колодезя" и "Из-под камушка". В них отчетливо выявлены (особенно полно в балладе «Из-под камушка") принципы подхода к фольклорному первоисточнику, характерные для Мокроусова. В них чувствуется связь с образами русских сказок, нашедшими претворение в музыке Римского-Корсакова.

В песнях-сказах, при всем их различии, отмечает Н. Михайловская, есть общее: все они основаны на последовательном развитии сюжета, пронизаны повествовательной интонацией. Содержание большинства из них драматично и поднимается порой до истинной трагедийности.

Песни Бориса Мокроусова глубоко национальны и несут в себе чувство неразрывной связи художника с жизнью народа. И, конечно, есть среди них — патриотические.

К ним относятся такие, как  «Россия – наша Родина» (сл.Г. Строганова и В. Малкова), "Песня о родной земле" (слова О. Фадеевой), "Песня о Волге" (слова С. Острового), "Широка ты, родная Россия" (слова А. Чуркина), "Зацветает степь лесами" (слова А. Фатьянова).

Сближает их ряд общих стилистических черт. Основной носитель образной выразительности в этих песнях — широкая и непрерывно льющаяся мелодия. В ней истинно русская величавость, какая-то особая сила, торжественная приподнятость, естественно сочетающаяся с доверительной теплотой интонации. Эти песни вызывают возвышенные чувства любви к родной земле, гордости за нее.

"Песня о Волге" отличается большой мужественностью, сдержаннос­тью, суровостью. Интонационные истоки этой песни — в волжских песнях русской вольницы.

С "Песней о Волге" роднится песня "Матросы Байкала" (слова Н. Кондырева). В ней композитор затрагивает специфический пласт русского фольклора, ощущается интонационно-эмоциональный строй песен Сибири, песен каторги и ссылки — тех, в которых выражалась мечта о воле, жила скрытая до поры, до времени сила. Примером может служить "Славное море — священный Байкал". Однако прямых мелодических заимствований в песнях Мокроусова нет. Не допускал он и подражаний другим авторам.

 

Опера "Чапаев"

 

Люди старшего поколения, помнят, как пацанами по пятнадцать раз смотрели кинофильм "Чапаев" с тайной наивной надеждой: а может быть, доплывет?! К нашей неописуемой радости, в 1941—1942 годах в одном из боевых киносборников была поставлена новелла, в которой Чапаев (Б. А. Бабочкин) как бы на самом деле вышел из воды на противоположный берег реки Урал, встретился с бойцами Красной Армии, идущими в бой с немецко-фашистскими захватчиками, призвал их беспощадно бить врага.

2 июня 1939 года.
    Дирижер К. Иванов, композитор Б. Мокроусов, режиссер Мейерхольд

 
 

Образ Чапаева нашел отражение и в произведениях музыкально-сценического жанра. После окончания консерватории, вступив в самостоятельную творческую жизнь, Борис Мокроусов начинает обращаться к произведениям крупной формы, в частности, работает над оперой "Чапаев", первая редакция которой появляется в 1938 году (либретто И. Прута и В. Доброжинского). Он не ограничивался использованием в своей работе лишь повести Фурманова. "Мне пришлось ознакомиться со всем литературным наследием о Чапаеве", — сообщал композитор ("Вечерняя Москва", 1939, № 190). "Я писал оперу с большой страстью и любовью к своим героям. Они хорошо известны советскому зрителю по повести Фурманова и одноименному кинофильму. Но в оперу введены и новые персонажи: командир полка Беркут, сестра милосердия Ольга, старый боец Титов, мать двоих бойцов Потапова... Центральным моментом в опере являются взаимоотношения Чапаева и Фурманова", ("Вечерняя Москва' за 1942 год, № 33). Забегая вперед, замечу, что композитор к своему сочинению, со­здавая все новые и новые, более совершенные варианты, возвращался неоднократно.

Опера Мокроусова "Чапаев" исключительно песенна. "Именно песня — основное средство музыкальных характеристик в этой опере, — отметила музыковед Н. Михайловская. — Мокроусов попытался раскрыть психологию новых героев, рожденных революцией, их духовный мир, выбрав средства музыкального выражения, наиболее близкие, по его мнению, внутреннему миру этих людей. Лучшие страницы "Чапая" (первоначальное название оперы) стали "сгустком" всего ценного, что было найдено композитором в процессе освоения фольклора в песнях-сказах, в работе над произведениями разных жанров, и прежде всего — над песней.

В свою очередь, все, чего удалось достичь композитору в опере, инструментальной музыке, где метод творческого подхода к народной песне получил дальнейшее обогащение и развитие, — определяло новый уровень его работы и в песенном жанре". Свою опору на фольклор при создании оперы подчеркивал и сам композитор. "Вся опера, — писал он, — основана на русской народной музыке и на привольных волжских песнях, которые так любил Чапаев. Эти песни пронизаны замечательной лирикой, сменяющейся лихим, безудержным весельем. Я показываю образ Чапаева через призму этих песен волжской вольницы".

Опера "Чапаев" была завершена композитором в 1942 году и поставлена на сцене Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Она имела огромный успех. Прослушав оперу, воины уходили на передовую с мыслью, что отступать дальше нельзя, и с уверенностью в победе. Тогдашний режиссер театра И. Туманов, поставивший оперу, назвал ее "лирической поэмой о Чапаеве".

В 50-х годах композитор существенно переработал оперу. При этом либретто ко второй редакции он написал сам, что свидетельствует о больших литературных способностях Бориса Андреевича.

10 ноября 1961 года. Чебоксары

В 1957 году композитор побывал в Чебоксарах, изучил возможности постановки оперы на родине Чапаева, вторую поездку он совершил туда в 1961 году. А в 1962 году в присутствии автора, оказавшего огромную помощь только что созданному Чувашскому музыкально-драматическому те­атру в Чебоксарах в подготовке оперы к постановке, была осуществлена постановка новой редакции "Чапая". Среди зрителей спектакля были и участники грозных событий гражданской войны, родственники самого легендарного полководца и его верного комиссара Д. Фурманова.

Интересен отзыв участников гражданской войны об этой постановке. "Музыка оперы создавалась многие годы, — писали они. — Еще в 30-х годах мы бывали у Б. Мокроусова и слушали первые музыкальные наброски будущего большого сочинения. Тогда замысел композитора казался нам неосуществимым. Мы не могли представить себе, как это Чапаев будет петь арии. Но прошли годы упорных трудов, и мы все очень порадовались за композитора. Нам по душе простая и задушевная музыка, события даны очень правдиво, опера захватывает слушателей. Чувашский музыкально-драматический театр создал, как нам кажется, хороший интересный спектакль, который стал событием в жизни всего коллектива, музыкальной жизни советской Чувашии. Среди его участников много самодеятельных артистов — колхозников, рабочих, учителей. С настоящим успехом прошли спектакли на сцене Кремлевского театра, и мы, подлинные участники отображенных в опере событий, были очень взволнованы, чувствуя, как тепло и искренне принимают взыскательные москвичи большую и серьезную работу чувашского театра". ("Композитор", 1983)

Опера "Чапай" также ставилась в Саратове, Горьком и других городах.

В 1962 году за оказание помощи в постановке оперы "Чапай" в Чебоксарах Б. А. Мокроусову властями республики было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР.

 

Назад \ К оглавлению \ Дальше

 

 

 



 

                                                                                                                                                                                                                                          

© Б.А.Мокроусов. Официальный сайт. 2002 - настоящее время
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения авторов.