Биография
|
Официальная информация |
Музыка |
Ноты
|
Архив композитора |
Истории песен |
Контакты ________________________________________________________________________________________________________ Официальный сайт композитора Борис Андреевич Мокроусов |
|||||||||||||
Свадьба с приданным.
|
|||||||||||||
Борис Мокроусов с сыном Анатолием в своем кабинете на Котельнической набережной
Предыстория создания песен к спектаклю и кинофильму "Свадьба с приданым" такова. В начале 1949 года в Московском театре сатиры готовилась к постановке пьеса Николая Дьяконова "Свадьба с приданым". Режиссер Борис Равенских попросил одного из знакомых ему поэтов сочинить стихи для песен, которые предстояло петь исполнителям главных ролей в спектакле. Стихи были сочинены, но не удовлетворили постановщика. И тогда с такой же просьбой он обратился к Алексею Фатьянову, известность которого к тому времени была достаточно высока. Фатьянов горячо взялся за дело.
На роли главных героев Б.Равенских пригласил актеров Веру Васильеву (Ольга Степанова), Владимира Ушакова (Максим Орлов), Виталия Доронина (Николай Курочкин). Репетиции начались еще до создания песен, но были как бы неполноценными. Об этом Виталий Доронин, воспоминания которого вязниковская писательница Т. П. Малышева приводит в своей книге "На крылечке твоем", позднее рассказывал: "Близилась премьера, а песен не было. Мы волновались и на каждой репетиции спрашивали о них Бориса Ивановича Равенских. Он, не вдаваясь в подробности, все отшучивался: "Погодите малость, дайте срок, будет вам и белка, будет и свисток". Мы недоумевали: ведь петь приходилось "рыбу". Я, например, выходил на сцену с гитарой и, перебирая струны, вместо "Куплетов Курочкина" пел "Крутится, вертится шар голубой...". Так же и Вера Васильева и другие актеры - пели "кто во что горазд". Где-то в феврале 1949 года Фатьянову удалось написать три стихотворения к спектаклю: "Зацветает степь лесами", "На крылечке твоем" и "Хвастать, милая, не стану" ("Куплеты Курочкина"). Музыкальное оформление спектакля было заказано одному композитору. Фатьянов созвонился с ним и договорился о встрече. Композитор стал подбирать мелодию к стихотворению "На крылечке твоем", но дело у него не клеилось. Фатьянов это почувствовал сразу и решил подыскать другого композитора. Был конец февраля, а премьера спектакля назначалась на 12 марта. Сроки поджимали. И тут Фатьянов вспомнил, что его друг Борис Мокроусов отличается способностью быстро схватывать замыслы поэтов и режиссеров, находить невероятно точные напевы, создавать цельные, отвечающие духу пьесы музыкальные образы, передавать глубокие душевные переживания. Кроме того, Мокроусов был исключительно творчески продуктивен, замечательно трудолюбив и требователен к себе. Разыскав Бориса Андреевича в Союзе композиторов, Фатьянов умоляюще обратился к другу: - Борис, выручай. Нужна музыка для трех песен к спектаклю "Свадьба с приданым". Срочно! Узнав, что стихи уже готовы, композитор деловито предложил: - Пошли в актовый зал. Просмотрев стихи, выбрал для начала "На крылечке твоем" и стал "нащупывать" мелодию, слегка трогая пальцами клавиши фортепиано. По лицу Фатьянова, расплывшемуся в улыбке, можно было понять, что душа и руки маэстро источают именно то, что надо. Часа через два песня вчерне была готова. Так начиналось рождение трех песенных шедевров к спектаклю. А теперь продолжим рассказ Виталия Доронина: "И вот однажды (это было незадолго до генеральной репетиции) Борис Иванович в приподнятом настроении появился на сцене и сказал: "Сегодня к нам придут гости. Я думаю, вам приятно будет познакомиться с ними, особенно с песнями..." К концу репетиции в полутемном зале послышались шаги, и по мере того, как они приближались к сцене, мы стали различать двух высоких молодых людей, одетых элегантно, со вкусом. Мы перестали репетировать, и режиссер представил нам вошедших. Это были поэт Алексей Фатьянов и композитор Борис Мокроусов. Ни слова не говоря, они прошли к роялю и показали нам свои песни. Мы тут же сразу влюбились в них..." Премьера спектакля Театра сатиры состоялась, как и было запланировано, 12 марта 1949 года, а затем спектакль показывался 152 раза с неизменным аншлагом. Успех был невообразимый. О том, что без этих песен спектакль не имел бы такого успеха, свидетельствует следующий факт. Известно, что "Свадьбу с приданым" в 1950 году ставил и Ленинградский театр имени Ленинского комсомола. Музыку к нему сочинили В. П. Соловьев-Седой и М. Матвеев. Однако там спектакль такого успеха не имел. Даже такому большому мастеру песни, как Соловьев-Седой, не удалось выдержать конкуренцию с Мокроусовым. Песни из московского спектакля распевала вся страна, а песни Соловьева-Седого и Матвеева на стихи Бориса Лихарева не получили распространения. В 50-е годы пьеса "Свадьба с приданым" много и успешно ставилась в провинциальных театрах, в клубах и домах культуры. Вспоминаю, как в вязниковском клубе им. Профинтерна неоднократно показывался этот спектакль. Популярность песен еще больше возросла после того, как "Свадьба с приданым", снятая на Мосфильме, вышла весной 1953 года на экраны страны. Для участия в фильме постановщики Т. Лукашевич и Б. Равенских пригласили тех же артистов, которые были заняты в спектакле. Песни эти живы и поныне. Наиболее часто по радио и телевидению по заявкам слушателей и зрителей исполняются "На крылечке твоем" и "Куплеты Курочкина". Первая из упомянутых песен вошла в репертуар многих исполнителей. Часто исполняется по радио дуэтом Карины и Рузаны Лисициан. На 24-м Всероссийском фатьяновском празднике поэзии и песни в Вязниках 20 июля 1997 года ее проникновенно исполнила Валентина Толкунова. Присутствовавшая на концерте Александра Андреевна Мокроусова поблагодарила певицу за яркое исполнение песни, за внимание к творческому наследию своего брата. Певица была очень растрогана встречей с сестрой великого композитора и высокой оценкой, которую та дала ее пению.
Сормовская лирическая
В преддверии 100-летия завода "Красное Сормово" (он был основан в июле 1849 года)был объявлен конкурс на лучшее музыкальное произведение, посвященное этому событию. В Горький пригласили видных композиторов, поэтов. И вот один из уважаемых гостей стал готовить торжественную увертюру, другие засели за кантаты, оратории…. Рабочие этого прославленного предприятия, и в первую очередь молодежь, обратились к своему земляку Борису Андреевичу Мокроусову с просьбой написать «свою» песню о заводе, о его легендарной славе.
Борис Мокроусов с сыном Анатолием, женой Марьяной и матерью Марией Ивановной
С Борисом Мокроусовым встретился и тепло принял его, директор завода Ефим Эммануилович Рубинчик, который сказал: « Конечно, все это хорошо. Но пройдет юбилей, и отшумит оратория…Так, для себя, для души петь ораторию не станешь… А нам бы такое, что и после юбилея хотелось петь….» И еще добавил: «Ты, Боря, земляк… Сделай…» Возвратившись домой, он сказал тогда сестре Шуре: "Вот задали мне задачу написать побыстрее и так, чтобы песню все любили". Борис Андреевич много ходил по Сормову. Был в цехах и на квартирах у рабочих. Приглядывался, думал. Уезжал в Канавино. Неторопливо шагал по тем местам, где провел свое детство и юность, слушал басовитые гудки буксирных пароходов… Когда мотив был создан, Мокроусов задумался над тем, кто бы мог написать слова. Выбор пал на поэта Евгения Долматовского, с которым ранее он не сотрудничал. Откуда пришла уверенность в том, что именно этот человек ему нужен? Во-первых, Долматовский - песенник большого поэтического дара. Во-вторых, автору стихов "Песни о Днепре" и "Любимого города" такая задача была вполне по плечу. В-третьих, нужен был поэт-лирик, горячо любящий и хорошо понимающий молодежь. Автор слов песен "Марш советской молодежи", "Комсомольская песня" ("Комсомольцы-добровольцы") и многих других был именно таким поэтом. "В отличие от многих композиторов, — признавался Борис Андреевич, — я вначале создаю музыку, а затем поэт пишет по моей просьбе стихи на заданную тему. Кое-кто считает такой метод "порочным", но это вопрос спорный. В свою защиту могу сказать, что самые популярные мои песни, в том числе и "Сормовская лирическая" со стихами Евгения Долматовского, написаны именно таким образом". Критики не одобрили песню. Дескать юбилей столетия завода, а композитор написал совсем не то, что-то легкое. Загубил серьезную тему. Но пока ученые критики спорили, «Сормовскую лирическую» запел народ.
Сестра композитора Ольга Андреевна Мокроусова,
всю свою жизнь посвятившая брату, с его детьми – Максимом и Анатолием.
Хорошая песня всегда находит ключ к сердцу человека, надолго закрепляется в его памяти. Сестра композитора Александра Андреевна вспоминала: «Многие ведь не знают и не запоминают композитора, а песню знают и любят. Вот у нас в цеху на автозаводе, когда артист Рыбников пел песню из кинофильма "Весна на Заречной улице", наш начальник цеха спросил: "Шура, неужели это Борис написал?" Так и с «Сормовской лирической». Е.Молина и Р.Богданов в своей статье в "Горьковской правде" к 80-летию композитора привели воспоминания Евгения Долматовского о работе над песней. "Приехали в Сормово, - рассказывал он, - часто бывали в цехах, общежитиях, где свет не гаснет в окнах до утра, ходили смотреть закаты на Стрелку... И вот приходят две девушки из ремесленного училища — они поют дуэтом. Стали просить: напишите про нас, про Сормово, про слияние Волги и Оки. Мне подумалось: а не сочинить ли что об этих застенчивых девчатах, об их парнях, о Сормове, мерцающих огнях на берегу Волги. И вечером этого дня как-то само сложилось:
На Волге широкой, На Стрелке далекой Гудками кого-то зовет пароход. Под городом Горьким, Где ясные зорьки В рабочем поселке подруга живет...
Песня получилась на славу и была подхвачена не только горьковчанами, но и всей страной. Долгое время мелодия эта использовалась в качестве позывных горьковского радио. "Песня распространилась молниеносно, - вспоминал автор стихов в книге "Песни на стихи Евгения Долматовского" - Ее запели и в Сормове, хотя обычно «заказчики» не бывают довольны песнями о себе. А потом... Со всех концов страны во многие редакции, на радио и в мой адрес буквально посыпались письма с текстами, как бы оспаривающими «Сормовскую».
Из Красноярска: Мы в Горьком бывали и зорьки видали, Но разве сравнишь их с сибирской зарей...
Из Омска: На Волге широкой, на стрелке далекой, — Так начали песню о Горьком своем. Но мы не согласны, что девушек краше, Чем в Сормове вашем, нигде не найдем.
Из Свердловска: А утром у входа Уралмашзавода...
Из Гомеля: Но город наш краше, чем Сормово ваше, В нем девушек больше хороших живет.
С Кавказа: Наш Терек широкий, нет стрелки далекой, И здесь никогда не плывет пароход.
Из Ростова: Хоть Волга широка и стрелка далека, Но так же над Доном гудит пароход.
Из Ташкента: Вчера полюбила, сегодня забыла,— Такая любовь никому не нужна.
Из Воронежа: В Воронеже нашем нет речки широкой, А значит, не ходит по ней пароход, Но город не хуже, чем Сормово ваше...
Из Саратова: Мы знаем про Горький, где ясные зорьки, Но лучше Саратов на Волге-реке.
Среди моих песен «Сормовская» своеобразный чемпион — она набрала наибольшее количество переделок. Но хочется отметить добродушный характер этой песенной полемики".
И сегодня, почти полвека спустя, "Сормовская лирическая" в строю. Поют ее на свадьбах, творческих вечерах и во время дружеских встреч. И звучит она по-прежнему свежо, трогает наши сердца своей кристальной чистотой, проникновенной лиричностью, необыкновенно светлым мироощущением, поэтической и музыкальной выразительностью. Это означает, что песня давно стала народной, и поэтому ей уготована бесконечно долгая жизнь». Существует запись этой песни в исполнении И. Шмелева где аккомпанирует и подпевает ему Борис Мокроусов.
Продолжение следует…
Последние годы (с 1953 по 1968 год) композитор жил и творил в доме на Котельнической набережной. Автор оперы «Чапаев», балетов «Комсомолия», «Блоха», оперетты «Роза ветров», симфонических произведений, написавший музыку к 16 фильмам, 14 спектаклям, радиопередачам… Автор около 300 песен был полон творческих замыслов. Рояль был буквально завален черновыми набросками нотных записей. Много чудесных песен в это время написано с поэтами Н.В. Глейзаровым, А.В. Софроновым, С.В. Смирновым, В.Н. Крыловым, М.С. Лисянским, М.Л. Матусовским, Ю.С. Каменецким, В.Г. Харитоновым, Н.Д. Лабковским, Б.С. Ласкиным, Е.А. Долматовским и другими. Большое количество песен не было издано и в наше время просто забыто. Взять хотя бы песни «Поют в лесу соловьи», «Скрылись чайки», «Ничего не скрывай», «Возвращение», «Любовь для нее берегу», "Всегда ты хороша", "Шумят, шумят березы", "Вечерком на реке", "В первый раз со мной такое", "Мой любимый за рекой", "Не знала я", «Чует сердце мое что-то»… Все песни, которые могли бы звучать и приносить радость людям, воспитывать музыкальные вкусы нашей молодежи, перечислить просто невозможно. Мы не можем согласиться с господином В.Молчановым, заявившем в телевизионной передаче «Помню… Люблю…», посвященной творчеству Мокроусова, что Борис Андреевич мало что успел сделать. Просто мы много чего успели забыть. В 1964 году победителем конкурса на создание лучшей песни, объявленной журналом "Огонек", стала "Песня о домике космонавтов" Б. А. Мокроусова, журнал «Техника – Молодежи» награждает композитора почетным дипломом победителя конкурса песни «Пусть поет душа»… Это лишь часть материалов, с которыми нам удалось ознакомиться. Мы надеемся на то, что этот сайт будет не просто познавательным, но и поможет наладить связь с людьми, которые могли бы помочь дополнениями, воспоминаниями о композиторе. Предлагаем свою помощь людям, заинтересованным в возрождении прекрасных песен, нотами и текстами.
Назад \ К оглавлению \ Сначала
|